Топка с неподвижной колосниковой решеткой и ручным обслуживанием показана на рис. 17. Колосниковая топка представляет собой кирпичную камеру, расположенную под котлом, и состоит из колосниковой решетки 4, которая делит топку на топочное пространство 3 и шлаковый бункер (зольник) 8. Решетка состоит из чугунных колосников, опирающихся на подколосниковые балки 6. Через загрузочное отверстие 2, закрываемое дверкой 1, топливо вручную (лопатами) периодически забрасывается на неподвижную колосниковую решетку 4, которая поддерживает слой горящего топлива. Нижняя часть бункера закрыта шлаковым затвором 9, который открывают при спуске шлака и золы. Воздух для горения в топку может поступать естественным пугем за счет создаваемого в ней разрежения или под давлением с помощью дутьевого вентилятора. Количество подаваемого воздуха регулируют воздушным шибером 7.
Объем, ограниченный снизу слоем горящего топлива, сверху - поверхностью нагрева котла и с боков - стенками кирпичной камеры, называется топочным пространством. Зола, образующаяся при горении, проваливается сквозь отверстия в колосниках и собирается в бункере 8. Для очистки топки от шлака часть решетки выполняют в виде поворотных колосников 5. При повороте их рукояткой 10 в полотне решетки образуется отверстие, через которое удаляемый шлак сбрасывается в бункер 8.
Рис. 17. Топка с ручной колосниковой решеткой: 1 - дверка, 2 - загрузочное отверстие, 3 - топочное пространство, 4 - колосниковая решетка, 5 - поворотные колосники, 6 - подколосниковая балка, 7 - шибер, 8 и 9 - шлаковые бункер и затвор, 10 - рукоятка
Колосниковая топка обладает достаточным тепловым запасом благодаря кирпичной кладке стен, являющихся хорошим аккумулятором тепла. Наличие нижнего зажигания топлива создает хорошие условия для его воспламенения.
Топки с такими колосниковыми решетками крайне просты и дешевы и в то же время достаточно надежны, в них могут сжигаться все разновидности твердого топлива - дрова и торф (при умеренной влажности), бурые и каменные угли и антрациты (при умеренном содержании мелочи). К недостаткам относят большую затрату физического труда машиниста в процессе эксплуатации.
Вследствие ручного обслуживания топки тепловая мощность ее ограничена, а периодичность загрузки топлива, приводит к значительным потерям тепла. Механические потери топлива вследствие провала его через колосники при шуровке и чистке топки, а также со шлаками, удаляемыми из нее, достигают иногда значительных размеров. По ранее указанным причинам коэффициент полезного действия топок с ручным обслуживанием обычно низкий.