Для горения топлива необходим непрерывный подвод в топку атмосферного воздуха и удаление из нее образующихся дымовых газов в атмосферу. Тяга и ввод воздуха в топку могут быть естественными и искусственными.
Естественная тяга в котле осуществляется в котельных агрегатах производительностью до 2.5 т/ч и с сопротивлением газового тракта це более 300 Па (30 мм вод. ст.) при сжигании нешлакующих или малошлакующих топлив (дрова, торф) с помощью установки дымовой трубы. Естественной тягой называют разность давлений (появляющуюся вследствие различных плотностей наружного холод¬ного воздуха и горячих дымовых газов в трубе котельной установки), которая приводит к возникновению движения потока дымовых газов в газоходах котла.
Тяга в котле, Па, создаваемая в трубе газами,
Рг = HтpQтg, (56)
где Нтр - высота дымовой трубы, м; Qr - плотность дымовых газов в дымовой трубе, кг/м3; g - ускорение свободного падения ( 9,81 м'с2). Давление, создаваемое на том же уровне наружным воздухом,
Рв = HтpQгg, (57)
где Qв - плотность наружного воздуха, зависящая от температуры и давления воздуха, кг/м3.
Сила естественной тяги
Sт = Рв – Рг = Нтрgро ∙ (1/Тв - 1/Тг) /281,1, (58)
где Sт - тяга в котле, создаваемая дымовой трубой; ро - давление воздуха по барометру, Па; Тв - термодинамическая температура наружного воздуха, К; Тг - средняя термодинамическая температура газов в дымовой трубе, К; 287,1 - газовая постоянная воздуха (Rв); газовая постоянная газообразных продуктов сгорания (Rг) зависит от их состава - Rг ~ Rв ( табл. 23).
Таблица 23. Характеристика газов
Пример 16. Определить тягу, развиваемую дымовой трубой высотой 50 м в зимнее время, при средней температуре уходящих дымовых газов tr = 300°С, температуре и давлении наружного воздуха tв = -30°С и Рв = 100 кПа (750 мм рт. ст.).
Находим значения Т1 и Тв в градусах Кельвина. Тг = tr + 273 = 300 + 273 = = 573К, Тв = tв + 273 = -30 + 273 = 243К.
По формуле (58) определяем тягу, развиваемую трубой
В летнее время при tв = 30°С и том же барометрическом давлении рв
Схема создания естественной тяги показана на рис. 97. В установку включены топка 2, котел и экономайзер 4. Тяга осуществляется дымовой трубой 5.
Дымовые газы при прохождении через котлоагрегат испытывают сопротивление о твердые поверхности газохода и сопротивление, вызываемое изменением направления движения потока газа.
Высоту трубы принимают такой, чтобы всегда имелся некоторый запас тяги, т. е. разрежение в топке (создаваемое трубой), которое должно быть больше суммы всех сопротивлений, получающихся в процессе прохождения газов по газоходам котлоагрегата. Для нормальной работы топки необходимо поддерживать в ней постоянное разрежение 20-30 Па (2-3 мм вод. ст.). Поэтому полная тяга, Па, создаваемая дымовой трубой и обозначаемая S, должна быть достаточной для преодоления всех аэродинамических сопротивлений котельного aгpeгата и создания разрежения в топке
Sl = ∑∆Sка + 20 - 30
где ∑∆Sка - сумма сопротивлений всех элементов котельного агрегата.
Рис 97. Схема создания естественной тяги
1 - воздушная заслонка, 2 - топка, 3 - газоход котла, 4 - экономайзер, 5 и 6 - дымовые труба и заслонка, Ра - высота столба воздуха, Рг - высота с колба дымовых газов
Рис. 98. Дымовые трубы
а - стальная, б - кирпичная, 1 и 3 - цоколь и ствол трубы, 2 - цокольная плита, 4 - растяжки, 5 - кольцо, 6 - молниеотвод, 7 - лаз, 8 - футеровка
В зависимости от температуры наружного воздуха тяга дымовой трубы изменяется; чем ниже температура наружного воздуха, тем больше разность плотностей этого воздуха и дымовых газов в трубе и тем больше тяга, а чем выше температура наружного воздуха, тем меньше тяга. Изменение тяги происходит и при изменении режима работы парового котла.
В этом случае тяга в котле регулируется большим или меньшим открытием соответствующих заслонок. При увеличении нагрузки котлов увеличивают- часовое количество сжигаемого топлива, количество подаваемого в топку воздуха и усиливают тягу, что осуществляется большим открытием соответствующих заслонок, а при снижении нагрузки котла уменьшают подачу в топку топлива и воздуха и соответственно прикрывают заслонки.
Дымовые трубы строят стальными, кирпичными или железобетонными в зависимости от мощности котельных агрегатов или котельной установки и срока работы, на который котельная установка рассчитана.
Стальные трубы (рис. 98, а) применяют редко, главным образом при временных установках и не выше 30-40 м. Для котельных установок средней и большой мощности строят кирпичные трубы (рис. 98,6) высотой до 80 м и железобетонные высотой 80-250 м.
Для предохранения кирпичной кладки и железобетонной трубы от действия горячих газов внутри трубы выводят футеровку 8 из огнеупорного кирпича приблизительно на 1/4 ее высоты.
В кирпичных и железобетонных трубах газы остывают приблизительно на 1°С, а в остальных - на 1,5-2°С на каждый метр высоты трубы.