Топливное хозяйство котельной состоит из площадок для хранения топлива и системы различных механизмов для погрузки, перевозки и выгрузки топлива. Устройство и организация ею должны обеспечивать сохранность качества топлива, минимальные потери его при разгрузке, хранении и доставке к котлам, бесперебойную подачу топлива к действующим котлам в соответствии с их потребностью, достаточный запас топлива на случай перебоев в его доставке, обработку подаваемого в котельную топлива: дробление и грохочение, удаление из него древесины, металла и других посторонних предметов.
Топливо может храниться под навесом или на открытой площадке, которые должны быть устроены и оборудованы так, чтобы производить быструю приемку и отпуск топлива, а также содержать ею в чистоте и порядке.
В зависимости от мощности котельной склады топлива могут делиться на базисные, расходные и аварийные, или резервные. Базисные склады устраивают отдельно от котельной, недалеко от железной дороги и иногда используют для снабжения нескольких котельных. При котельной обычно сооружают расходные склады, емкость которых колеблется от недельного запаса топлива до месячного. В отдельных случаях, при небольшом расходе топлива, склады совмещают с приемно-разгрузочными устройствами для топлива.
Все виды топлива, имеющие значительный выход летучих веществ, кроме антрацита и тощих углей, подвержены самовозгоранию при хранении. Самовозгорание при проникновении внутрь слоя топлива воздуха может привести к возникновению пожара.
Самовозгорание может быть в местах, где соприкасаются разнообразные виды топлива, поэтому укладка в один штабель углей разных марок или кускового и фрезерного торфа не допускается, а также не допускается и выгрузка свежего топлива на площадку, плохо очищенную от остатков старого угля.
Для предупреждения самовозгорания топливо укладывают в штабеля по маркам и уплотняют катками, а для штабелирования применяют бульдозеры, углепогрузчики, краны и другие механизмы.
Уголь, подвергающийся самовозгоранию, следует расходовать в первую очередь. При хранении всех видов топлива, кроме антрацита и тощего угля, систематически контролируют температуру внутри штабеля, которая не должна превышать 60°С.
Во избежание ухудшения качества запасов топлива на резервном складе производят его обмен в следующие сроки: антрацит и тощий уголь - через 2 года, каменный и бурый уголь - через 1 год, фрезерный и кусковой торф - через 2 года.
Хранение твердого топлива и подача его в котельную зависит от вида, сорта и количества, способа его сжигания, а также от местных условий (рельефа местности) н осуществляется различными механизмами.
Для транспортирования твердого топлива на территории котельной применяют транспортеры, по которым топливо перемещается непрерывным потоком, емкостные устройства - грейферы, в которых топливо перемещается отдельными порциями.
Рис. 133. Схемы подати топлива в котельную:
а - однорельсовой тележкой с грейфером, б - вертикально-горизонтальным транспортером системы Шевьева; 1 - автопогрузчик, 2 - передвижной ленточный транспортер, 3 и 8 - дробилки топлива, 4 - тележка, 5 - бункера котлов, 6 - ковш, 7 - промежуточная воронка с решеткой, 9 - направляющие опоры подъемника, 10 - лебедка
Транспортеры разделяют на ленточные, пластинчатые, ковшовые и др. Основное распространение получили ленточные транспортеры, применяемые как при малом, так и большом расходе топлива. Передвижной ленточный транспортер с тележкой (рис. 133,а) состоит из бесконечной гибкой резиновой ленты, надетой на два концевых барабана по всей длине транспортера. Верхние - рабочая и нижняя холостая части ленты поддерживаются рядом роликовых опор. Топливо на ленту подается автопогрузчиком 1 через разгрузочную воронку. Емкостными транспортерами могут быть автопогрузчики, скреперы и пр.
Хранение твердого топлива и подача его в котельную вертикально-горизонтальным транспортером системы Шевьева показана на рис. 133,6. Топливо из штабеля подвозится автопогрузчиком по пандусу к приемному бункеру котельной и наклонным питателем подается в дробилку 8, после дробления поступает в промежуточную воронку 7 с решеткой, размещенную под дробилкой. Из этой воронки уголь периодически засыпается в ковш 6 транспортера, а затем лебедкой 10 по направляющим опорам 9 подается в бункер 5 котла котельной.
На склады поступают рядовые марки топлива, обычно куски больших размеров, а в зимнее время оно может смерзаться, поэтому при работе механических топок и сжигании топлива в пылевидном состоянии уголь, подаваемый к зданию котельной, должен иметь куски не более 20 мм, для чего его подвергают дроблению.
Дробильную установку выбирают в зависимости от типа топочного устройства и требований к сжигаемому топливу: при слоевом сжигании топлива - валково-зубчатую, при камерном сжигании - молотковую.
Рис. 134. Схема предварительной подготовки топлива:
1, 2, 8 и 14 - ленточные транспортеры, 3 - приемный бункер топлива, 4 - железнодорожный вагон, 5 - разгрузочный склад топлива, 6 - электромагнитный сепаратор, 7 - щепоуловитепь, 9 и 15 - бункера угля и дробленого топлива, 10 - питатель, 11 - грохот, 12 - рукав, 13 - молотковая дробилка
На рис. 134 показана схема предварительной подготовки топлива. Топливо в вагонах 4 поступает на склад 5, где выгружается в приемные железобетонные бункера 3, а из них попадает на ленточные транспортеры 1 к 2 я подается в угледробильное помещение.
Топливо обычно бывает засорено щепой и посторонними предметами (болтами, гайками, гвоздями, обрезками железа), а также содержит серный колчедан. Наличие этих примесей в топливе выводит из строя дробильно-мельничное оборудование. Поэтому по пути подачи топливо проходит через электромагнитные сепараторы 6, механические щепоуловители 7 и уловители колчедана, а затем поступает на транспортер 8, с помощью которого распределяется по приемным бункерам 9 дробильной установки. Из бункера 9 топливо питателем 10 подается на грохот 11, где происходит отсев мелких фракций (не требующих дробления), которые по обводному рукаву 12, минуя молотковые дробилки 13, направляются в бункер 15 дробленого топлива, расположенный под дробилкой.
Более крупные куски топлива, оставшиеся на грохоте, поступают в молотковую дробилку 13, из которой в раздробленном виде попадают в тот же бункер 15, а из него транспортером 14, на котором установлены автоматические весы для регистрации количества поступающего топлива, подаются в бункера котлов.
Электромагнитный сепаратор выполняют в виде барабана, внутри которого размещают магнит. Выделенные из топлива металлические предметы притягиваются к поверхности барабана, а затем очищаются в специальном бункере.
Щепоуловитель 7, устанавливаемый в месте схода топлива с барабана транспортера 1, представляет собой гребенчатый ротор с загнутыми лопатками, насаженными в шахматном порядке. Лопатки прочесывают поток топлива, захватывают щепу и сбрасывают ее на небольшое сито для механического отделения от нее случайно попавшего топлива.
Серный колчедан улавливают в воздушных сепараторах, работающих по принципу использования разности удельных масс топлива и колчедана.